Турист голосует деньгами

В условиях ограниченных международных путешествий в связи с пандемией, сложилась удивительно благоприятная ситуация для развития внутреннего туризма. В рамках Владимирского инвестиционного форума эксперты обсудили, как превратить эту тенденцию в долгосрочный тренд и заинтересовать путешествиями по стране как можно большее число россиян. Самым дискуссионным стал вопрос о портрете современного туриста, ведь именно на него нужно опираться как на главного инвестора отрасли при разработке любой инициативы.

Врио первого заместителя губернатора Владимирской области Александр Ремига: мы находимся в Суздале, городе, которому в 2024 году исполнится 1000 лет. Для нас это крайне важная дата. Мы считаем, что это будет мейнстримом не только для Владимирской области, но и для всей Российской Федерации, потому что Суздаль является историческим и культурным наследием всей нашей страны. Однако туризм последние 2 года находится в сложной ситуации, вызванной коронавирусом. Понятно, что вся сфера услуг в первую очередь пострадала от ограничений, изменилась сама структура туристических потоков и бизнеса в целом. Минусы от такого положения дел лежат на поверхности, на них останавливаться не будем. Коснёмся плюсов. Стало меньше иностранных гостей, однако представители индустрии отмечают, что российский турист с точки зрения бизнес-процессов для них гораздо привлекательнее. Турпоток из городов страны увеличился. Для нас это отрадно, потому что мы несём экскурсионно-просветительскую функцию.

Председатель комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев: нет смысла подробно останавливаться на тех инвестиционных механизмах, которые существуют в рамках нашего государства для поддержки отрасли. Просто перечислю основные возможности: субсидии для кредитных организаций госкорпорации «ВЭБ.РФ» под ставку 3,5% годовых, субсидии из федерального бюджета на софинансирование регионального бюджета на строительство инфраструктурных объектов с долгой окупаемостью, кэшбеки, в том числе и активно обсуждаемый в кулуарах «детский кэшбек». Сосредоточусь на перспективах. В рамках нашего комитета рассматриваются 3 законопроекта и по каждому из них создана рабочая группа. Прежде всего, действующий закон о туризме сильно устарел, он не менялся с 1996 года. Сейчас в разработке находится новый документ. Второй, уже близкий к принятию, касается электронных путёвок. Третий находится в «зачаточном состоянии» — законопроект о туристических территориях. Все эти документы – главные направления в нашей работе на текущий момент.

Генеральный директор корпорации «Туризм.РФ» Сергей Суханов: очень символично, что Конгресс проходит в Суздали – городе-музее с многовековой историей мы обсуждаем инвестиционный потенциал туризма. Судя по примеру ЦФО, увеличивается и внутренний турпоток, и номерной фонд – это конкретный сигнал для государства реагировать на растущую популярность внутреннего туризма. Вместе с количеством туристов растёт и их требовательность, что свидетельствует о необходимости улучшения предоставляемых сервисов. Государство многое делает для того, чтобы в стране в ближайшие 10 лет появилась качественная туристическая инфраструктура. О масштабах свидетельствуют цели, заявленные в новом нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Например, одна из них – к 2030 году удвоить турпоток с 65 до 140 миллионов человек ежегодно – это очень амбициозно. Для её достижения в национальном проекте заложен целый ряд эффективных инструментов господдержки. Корпорация «Туризм.РФ» рада быть частью этой грандиозной инициативы.

Заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Артур Ниязметов: мы видим будущее туризма в укреплении межрегионального сотрудничества. На чём строится наш план по привлечению инвестиций в отрасль? Ключевой поток денег в отрасль создаёт непосредственно клиент, об этом не стоит забывать. Чем больше туристов, чем выше средний чек, чем длительнее его путешествие – тем больше инвестиционных возможностей открываются у бизнеса. На основе этой логики и базируется наш план. Основой окупаемости любого проекта, пусть даже и субсидируемого государством, является туристический поток. Положительное инвестрешение в любой отрасли экономики зависит от соотношения доходности и рисков. Для этого необходимо решить задачи в рамках трёх блоков: исключить неопределённость, снизить расходы и защитить денежный поток потенциальных инвесторов. Как может помочь государство? Так, например, достаточно популярный инструмент «туристический кэшбек» можно использовать не только в «низкий сезон», но и для популяризации «новых маршрутов», ещё вариант – госзаказ для формирования базового спроса. В Москве реализуется достаточно эффективная политика по привлечению туристов, поэтому появилась идея создания маршрутов в ближайшие регионы, которые были бы для них интересны. Таким образом, поездки в столицу можно было бы совмещать с изучением смежных областей.

Эксперт в сфере туризма и развития городов Василий Аузан: из моего опыта, у многих городов и регионов в России есть проблема с понятным позиционированием, продуктом, ответом на вопрос: «Зачем туда ехать?». Стандартный набор достопримечательностей для новой аудитории не очень работает. Можно конструировать новые сценарии сверху, но это не всегда может быть эффективно. Гораздо мудрее опираться на инициативы снизу, локальные креативные бизнесы. Стремиться развивать и поддерживать именно их. Есть много успешных примеров, в частности, работа Ростуризма по привлечению гида Мишлен в Москву – развитие гастрономической сферы. Ещё пример – индустриальная биенале в Екатеринбурге – проект, который стал заметен на международной арт-сцене и стал одним из брендов города. Отметил бы такой тренд как цифровизация, который оказывает влияние на отрасль. Он ведёт к тому, что путешествия становятся не групповыми, а индивидуальными; с «погружением в среду», а не посещением традиционного набора достопримечательностей. Регионам важно учитывать запросы этой новой аудитории, её спрос. Молодые самостоятельные туристы с доходом выше среднего – наиболее перспективная группа, на которую можно и нужно ориентироваться. Ещё одна доходная группа – представители MICE-туризма (область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий – прим.ред.).

Председатель комитета по туризму г. Москва Екатерина Проничева: для выбора инструментария по привлечению туристов важно ясно представлять их портрет. Согласно международным исследованиям, около 60% путешественников самостоятельно и свободно планируют свой отдых. Во время пандемии образовалась перспективная подгруппа – люди, которые работают дистанционно и туризм воспринимают просто как часть своей жизни, возможность трудиться удалённо в том месте, которое им нравится. Интересы этой аудитории тоже необходимо учитывать. Молодой, активный, современный, выбирающий впечатления, уделяющий внимание гастрономии турист – ориентир, целевая аудитория. Отмечу три тренда мировой индустрии гостеприимства: возросла скорость принятия решения о поездке за счёт цифровизации, увеличилась искушённость туриста – то есть сформировался запрос на новые виды отдыха и кастомизированные продукты, путешествия стали короче – то есть перспективны мультирегиональные поездки, приносящие больше впечатлений.

Представитель компании «Яндекс» Павел Дмитриев: я дополню предыдущие тезисы о цифровизации и индивидуализации туризма с помощью цифр. В нашей поисковой системе в среднем около 100 млн запросов в месяц посвящены туризму. Каждый такой запрос – возможность бизнесу и региональным властям узнать, что именно интересует людей, планирующих путешествие. Так, набирает популярность формат небольших поездок в течение трёх дней. В 60% случаев маршруты интересуют женщин, а значит важно учитывать те ценности, которые ими движут. Наибольшим интересом пользуется сфера гостиничных услуг (40,5%), затем авиабилеты (18,0%) и туры (12,8%). Это подтверждает тезис о том, что современный турист предпочитает индивидуальный отдых групповому. Представленность информации в Сети и её доступность играют важную роль при принятии им решения. Схема выглядит следующим образом:

  • пользователь проявляет интерес к туризму – необходимо рассказать ему о возможностях путешествий по России;
  • пользователь проявляет интерес к туризму в России – следует открыть регион как опцию, вдохновить на планирование путешествия;
  • Пользователь проявляет интерес к региону – важно мотивировать его к действию.

Таким образом, можно провести пользователя от воронки общего спроса к выбору определённой дестинации, развивая конкретное направление. Региону же для этого важно определиться с конкурентным преимуществом, которое можно использовать. У нас уже есть позитивный конкретный кейс по продвижению отдыха в Тверской области.

Амбассадор павильона РФ на «Экспо-2020» в Дубае Виктория Лопырева: тоже озвучунемного статистики. По оценкам Всемирной туристской организации, по природному и культурному потенциалу Россия занимает пятое место в мире. Пандемия создала беспрецедентно благоприятные условия для развития внутреннего туризма. Я лично за два года побывала в тех местах, в которых до этого не бывала никогда. Вопрос в том, насколько этот тренд долгосрочен. Зависеть будет, в том числе и от нас с вами.По данным ВЦИОМ, за последние 5 лет 42% наших сограждан ездили отдыхать в другие регионы России, причём 29% делали это неоднократно. Более четверти россиян в качестве целей указывают посещение памятных мест, изучение культуры и архитектуры – те преимущества, которые есть у городов Владимирской области. Для 64% россиян при этом финансовый аспект выходит на первый план, когда речь заходит о причинах отказа от поездки. Болевая точка российского туризма – соотношение цены и качества предоставляемых услуг. Среднестатистический российский путешественник оценивает его как «плохо» и «очень плохо». Объективно – дорого организовать качественное путешествие по стране. Комфортные условия проживания, приемлемая стоимость экскурсий и транспортная доступность – три главных фактора, которые готовы побудить российского туриста отправиться в новый регион.

Замглавы «Федеральной пассажирской компании» («дочка» РЖД) Денис Кучинский: железнодорожный тур – это результат объединения усилий РЖД, туристического сообщества и местных властей. Что касается юридического оформления, то стандарты и требования, терминология были определены в двух основополагающих документах, принятых в этом году. Практически же с начала 2021 года мы запустили 20 новых туристических маршрутов, определив 3 вида комплексных продукта: тур выходного дня, недельный тур, событийный тур. Один из флагманских проектов – «Рускеальский экспересс» – ежедневный туристический ретропоезд на паровой тяге, следующий по маршруту «Сортавала – Рускеала». Ещё один называется «Сочи» – поезд, стилизованный в духе 70-80 годов XX века. Курсирует шесть раз в неделю в летний период по маршруту «Туапсе – Сочи – Гагры». В августе 2021 года мы запустили мультимодальный тур «Байкальская сказка» с проездом в комфортабельном 2-х этажном поезде нового поколения с душевыми, кондиционерами и зарядками для гаджетов в направлении из Москвы в порт Байкал и обратным возвращением на самолёте. По ходу следования в каждом городе были остановки на день, чтобы туристы могли с экскурсией ознакомиться с основными достопримечательностями. У путешественников также была возможность посетить остров «Ольхон» на «Метеоре». Ещё один флагманский проект «Жемчужина Кавказа» – недельный тур по курортам черноморского побережья, Ставропольского края, городам Северного Кавказа и Поволжья. В 2022 году мы доработаем данное направление и с апреля запустим его вновь. Обо всех таких проектах можно узнать подробнее на официальном сайте в разделе «Путешествуй с РЖД».

Руководитель Владимирского отделения «Сбербанка» Виталий Дорошенко: озвучу три вопроса, которые стоят перед туристической отраслью. Какие шаги предпринять, чтобы поток путешественников возрос? Как сделать продолжительность размещения более длительной? Как  увеличить средний чек? Самое главное, что есть в банке – это информация о финансовых транзакциях, и она очень значима для решения данных вопросов. Анализируя данные, которые у нас имеются, можно понять, как спровоцировать рост тех или иных показателей, скорректировать политику. Учитывая расходы туристов, можно получить грамотную финансовую оценку, например, событийного мероприятия. На основе изучения информации можно даже понять логику перемещения туристов между регионами или внутри субъекта, развить те потоки, которые уже складываются. Турист голосует деньгами. Понимание того, почему он принимает то или иное решение, позволит грамотно управлять ситуацией в отрасли. Отмечу, что 15 регионов уже пользуются информационными панелями «Сбербанка» для анализа ситуации, уверен, что они будут востребованы и в других субъектах.

Вице-президент «Российского союза туриндустрии» Ольга Санаева: важно понимать, что конечный инвестор – это всегда турист. Для того, чтобы он пришёл, важно участие профессионалов из отрасли, которые могли бы дать свою экспертную оценку региону. Отмечу, что в субъектах недооценена роль локальных небольших инвесторов и бизнесов, а туризм ведь живёт в мелочах. Когда область привлекает в туристическую отрасль крупных игроков, теряет некоторую аутентичность. Хотелось бы отметить спорность некоторых прозвучавших утверждений, например, об индивидуализации туризма. Да, спрос повысился, но путешествие компанией или семьёй – это уже микрогруппа, а значит нельзя говорить о том, что групповые туры – прошлый век. Мы были недавно на совещании в Брюсселе и западные коллеги поделились интересной западной статистикой: был резкий всплеск интереса к индивидуальным поездкам, затем же ажиотаж спал.

Генеральный секретарь Всемирной туристской организации ООН Зураб Пололикашвили: во время ограниченных международных передвижений основную роль для восстановления отрасли играет развитие внутреннего туризма. В России он демонстрирует устойчивость, хорошие темпы восстановления и роста. Отмечу, что особенно важно сотрудничество между бизнесом и государственным сектором. Владимирский инвестиционный конгресс – яркий пример такого взаимодействия. Мы видим новые тенденции в туризме. Например, по совмещению нескольких регионов в рамках одного путешествия, стремлению узнавать страну с разных сторон, в том числе, гастрономической. Россия – это уникальная территория, однако я призываю не забывать про важность устойчивого развития – местное наследие должно быть включено в этот процесс и сохранено.

Материал подготовлен по итогам сессии Владимирского инвестиционного конгресса «Туризм:
новые возможности в Центральной России», 10 декабря 2021 года.

Только актуальные новости

Другие новости